ГлавнаяПолезное › Взгляд на рынок веб - разработок; как обстоят дела

Взгляд на рынок веб - разработок; как обстоят дела

Рубрика: Интернет - маркетинг

Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
А.С. Пушкин

На переговорах с потенциальными клиентами продавцы постоянно оказываются в ситуации, когда им приходится приукрашивать возможности своей компании, её услуг или продуктов. Наша отрасль веб-разработки (Интернет-маркетинга) по своей специфике, наверное, лидер по необоснованному поднятию ожиданий клиентов.

Высочайшая конкуренция и огромное желание получить клиента любой ценой заставляют большинство разработчиков сильно поднимать ожидания заказчиков в процессе заключения договоров и соглашаться на заведомо проигрышные условия. Выглядит это так: сначала сильно снижают цены, а затем соглашаются на любые условия, функционал и сроки, тем самым, обрекая себя на заведомо проигрышный проект. Клиенты в надежде на чудо с удовольствием пользуются этой ситуацией и охотно верят этим обещаниям. Как правило, счастья им это также не приносит, радость от экономии проходит очень быстро, а проблем появляется очень много.

Что с рынком веб-разработок?

Сейчас на рынке создания сайтов (Интернет-маркетинга), наблюдается повышенная активность потенциальных клиентов. Такие выводы мы делаем на основании своей статистики. Количество обращений только на создание сайтов в 2010 - 2011 году увеличилось на 40% по сравнению с таким же периодом 2009-2010 годов. Вроде бы здорово! Рынок растёт! Но, если в 2009-2010 годах из 8 потенциальных клиентов, с которыми велись длительные переговоры (более 3 серьёзных контактов), до договора доводился один, то в 2010-2011 это соотношение стало 1 к 26. Количество переговоров, которые не привели к заказам, увеличилось более чем в три раза, их можно назвать “бесплатными танцами”. Сначала мы думали, что основная проблема – наши цены, по которым мы не готовы идти на компромисс. Многие потенциальные клиенты охотно называют цены альтернативных предложений от конкурентов, используя это как метод давления и торговли. Некоторые компании и их цены нас очень удивляли. Три недели назад мы решили прозвонить всех, с кем мы вели переговоры за последние полгода. Результаты нас очень удивили: более 80% так никого и не выбрали. Причины называют разные: ещё выбирают, решили подождать, дорабатывают постановку задачи или ТЗ, реструктуризация в компании и т.д. Но нам видится, что за всеми этими отговорками скрывается основная проблема – отсутствие возможности финансирования. Есть желание, но нет средств и нет источника срочности. Если отсутствует платежеспособный спрос, то обмануть можно только себя, ну иногда и клиентов.

Разработчики: Стратегия на выживание или мина замедленного действия?

Как говорилось выше, количество реальных заказчиков, готовых сейчас инвестировать в создание новых сайтов, очень мало. Это, естественно, сильно давит на рынок, ведь количество разработчиков пока сильно не уменьшилось. А вот предложения компаний разработчиков по стоимости резко упали. На рынке наблюдается сильный демпинг. Конкуренция сумасшедшая во всех ценовых сегментах. Рентабельность на создании сайтов всегда была очень низкой во всех ценовых сегментах. Сейчас её нет вообще. У кого нет других источников дохода и сильно нужны деньги на текущие выплаты, готовы получить заказ любой ценой, для них это вопрос жизни и смерти. Соглашаются на любой функционал, цену и сроки.

Все эти проблемы не могут не повлиять на качество оказываемых услуг. А как по-другому: обещаем всё, что попросят, лишь бы получить заказ, а дальше – как сможем или получится. Оправдание для себя всегда можно найти: «А что они хотели за такие деньги?» Но главная проблема и риск заключается в том, что, сильно демпингуя, компании загоняют себя в убытки. Деньги будут потрачены сейчас на текущие расходы, если хватит, а работы над сайтами будут вестись не один месяц. И если ситуация не улучшится в ближайшие полгода, то это очень похоже на пирамиду с миной замедленного действия, которую разработчики закладывают под себя. Долги нельзя накапливать вечно, в какой-то момент ситуация становится кризисной, и компания не может продолжать работать. Это приводит к закрытию бизнеса, брошенным клиентам, проектам без дальнейшей поддержки и развития. То есть к большим проблемам у заказчиков.

Что-то похожее мы сейчас наблюдаем в страховой отрасли. Небольшие страховые компании, у которых единственным конкурентным преимуществом были низкие тарифы, обанкротились, и люди, которые им поверили, оказались кинутыми. Чудес не бывает, гарантии, стабильность и компетентность нельзя создать и поддерживать бесплатно.

Алексей Кожуховский
Руководитель Агентства интернет - маркетинга
Российские Интернет Технологии

РоссийскийИнтернетМаркетинг.РФ